Незалежність понад усе


Американские советчики Украины настаивают на необходимости операционной независимости регулятора фондового рынка. Расширение полномочий НКЦБФР, по их мнению, не только отвечает международной практике, но и позволит Украине эффективнее бороться со злоупотреблениями. Участники фондового рынка не хотят усиления государственного контроля.

 

Вопрос полномочий

Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку должна стать более независимой от правительства и получить больше полномочий. Это позволит ей эффективнее развивать рынок капитала и бороться с нарушениями, считают в комиссии по ценным бумагам США (SEC). «Регулятор рынка ценных бумаг должен иметь надлежащие меры воздействия на регулируемые и нерегулируемые субъекты, сдерживающие инструменты, механизмы урегулирования дел для защиты инвесторов. Это станет залогом развития рынка Украины путем привлечения капитала», – заявил заместитель директора управления международного сотрудничества SEC Скотт Бердвелл. Кроме того, НКЦБФР должна наладить сотрудничество с правоохранительными органами.

Этого от Украины требует и Международная организация регуляторов фондового рынка (IOSCO). «Второй принцип IOSCO – операционная независимость регулятора. Он должен иметь полномочия требовать любую информацию от любого лица, которая стала объектом расследования: статистику телефонных звонков, информацию о банковских операциях, личные данные, электронную переписку и т. д. И должен иметь право передавать эту информацию иностранным регуляторам по их запросу», – уточнил Скотт Бердвелл. Это может потребоваться в случае, если НКЦБФР проводит расследование по правонарушению на локальном рынке, а нарушитель имеет банковский счет в США. «Меморандум IOSCO позволяет НКЦБФР обратиться к регулятору фондового рынка в США и попросить его открыть расследование от своего имени и получить необходимую информацию об этом нарушителе», – объяснил Скотт Бердвелл.

IOSCO в феврале заявила, что Украина готова присоединиться к меморандуму «при условии принятия изменений в законодательство, касающихся реформы регулятора рынка ценных бумаг».

 

Полномочиям дали дорогу

Предоставление НКЦБФР операционной независимости прописано в законопроекте о развитии рынка деривативов и регулированных рынков (№ 3498). Документ еще 31 марта был принят в первом чтении, но второе чтение 7 июля было отложено по инициативе авторов. Некоторые положения документа, в частности по операционной независимости, вызвали критику со стороны участников рынка. «Ряд концептуальных положений, которые были внесены между первым и вторым чтением по инициативе НКЦБФР, с одной стороны, не имеют прямого отношения к основной цели законопроекта № 3498 и должны стать предметом отдельного закона. С другой стороны, они не учитывают текущих реалий, поэтому замедлят и без того неспешное развитие фондового рынка», – считает глава биржевого совета «Украинской биржи» Артемий Ершов.

Проектом закона предлагается отменить необходимость согласования актов НКЦБФР с другими госорганами, в том числе с Минюстом и Госрегуляторной службой, а также отменить регистрацию актов в Минюсте. «Регистрация актов НКЦБФР выводится из-под надзора Минюста, а регуляторная деятельность НКЦБФР, в отличие от деятельности Нацбанка, полностью выводится из-под действия закона «Об основах государственной регуляторной политики». В то же время председатель и члены НКЦБФР не будут нести ответственности за любые действия или бездействие, связанные с выполнением задач НКЦБФР в пределах полномочий», – отмечает он.

Аналогичные выводы изложены в замечаниях главного юридического управления Верховной Рады, которое рекомендовало вынести документ на повторное чтение после доработки.

 

Курс на развитие

В НКЦБФР считают такие заявления безосновательными. «Наши международные партнеры – МВФ и IOSCO – неоднократно поднимали вопрос необходимости усиления операционной и финансовой независимости комиссии. Вопрос операционной независимости предполагал упрощение процесса изменения нормативного поля, устранение внешних согласовательных ограничений (отмена обязательной регистрации актов НКЦБФР в Минюсте), снятие моратория на проведение проверок субъектов рынка, обеспечение защиты сотрудников регулятора. Отказ от регистрации регуляторных актов общего действия не сделает комиссию неконтролируемой. Комиссия несет полную ответственность за последствия своих решений. Речь идет лишь о большей свободе в принятии нормативных решений», – заявил FinClub глава НКЦБФР Тимур Хромаев.

Под термином «институциональная независимость» НКЦБФР в проекте № 3498 «скрывается банальное желание комиссии получить широчайшие дополнительные полномочия», утверждает глава совета Ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Алексей Петрашко. Он считает, что НКЦБФР неэффективно использует нынешние полторы сотни полномочий и функций. «Более того, рекомендации экспертов МВФ отличаются от текста в проекте закона. Было бы, конечно, гораздо проще и легче дискутировать с регулятором и депутатами, которые поддерживают данный проект, если бы на столе рядом лежали официальные рекомендации МВФ, официальный перевод соответствующих евродиректив и законопроект. Тогда можно было бы легко продемонстрировать, что документы содержат абсолютно разные тезисы», – утверждает он.

Вопрос ответственности

Руководство регулятора начнет нести ответственность за несоблюдение законодательства. «Более того, законопроектом впервые введен механизм финансовой ответственности госоргана перед субъектами регулирования», – подчеркивают в комиссии. В ст. 15 говорится, что вред, причиненный вследствие решений, действий и/или бездействия НКЦБФР (ее работников и/или привлеченных экспертов), в том числе ущерб в результате профессиональной ошибки работников НКЦБФР и/или экспертов, возмещается НКЦБФР в соответствии с законодательством.

Скотт Бердвелл утверждает, что «”независимость” не дает иммунитет сотрудникам комиссии». «Ведь все законы, на основании которых комиссия проводит регуляторную деятельность, безусловно, будут применяться к самим сотрудникам и руководству комиссии. Кстати, в SEC есть такая должность, как генеральный инспектор, который контролирует нарушения законодательства сотрудниками и вопросы соблюдения принципов этики поведения», – уточнил он.

Вопросы вызывает и то, что нормы по полномочиям НКЦБФР были включены в законопроект о деривативах, а не поданы отдельным законопроектом, как это было с НБУ, институциональную независимость которого усилили год назад. «Нам дали понять, что готовить такой законопроект нет смысла. В качестве альтернативы было предложено все необходимые изменения включить в законопроекты, регулирующие работу фондового рынка. Одним из них как раз и является законопроект № 3498 по деривативам», – рассказал FinClub источник на фондовом рынке.

Пока у депутатов до документа не дошли руки, хотя он был включен в повестку дня 14 июля. «Во вторник было заседание комитета по нему, на которое пригласили участников рынка. Автор законопроекта Руслан Демчак пытался убедить всех, что все хорошо и никаких рисков в документе нет. Как по мне – не убедили», – сказал один из участников встречи. «По результатам встречи, по моему мнению, позиции сторон не изменились», – отметил FinClub Артемий Ершов.

В четверг очередь до законопроекта так и не дошла.

 

Автор  Руденко Виктория

Источник: Финансовый клуб, 15.07.2016, 08:53

15 липня 2016 р.